название
    
Версия для слабовидящих
07.03.2023 136

История женского образования

Началом женского образования можно назвать середину 18 века, когда были созданы Смольный институт благородных девиц и несколько пансионов для девушек (платные, частные). Устав 1786 г. Открыл доступ девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девочек и девушек. Женское образование по-прежнему оставалось преимущественно домашним, а об образовании крестьянок говорить не приходится вообще.

В начале 19 века начали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы. Но заметного изменения в состояние женского образования они не внесли. Гимназии предназначались только для мальчиков, доступ девочкам в них был закрыт. Девочки могли обучаться наряду с мальчиками лишь в приходских училищах. В 20-40-х гг. 19 века число училищ, где могли обучаться девочки, немного увеличивается.

Женское образование развивалось по трем основным направлениям:

- сословные учебно-воспитательные заведения;

- гимназии;

- высшее образование.


ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11 веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - "отрокам и девицам". С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам. 



В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц. Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек.

Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ. В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность. Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.

До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты. В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но и оставалось неграмотной.


СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ


Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре. Под названием "Воспитательное общество благородных девиц".

В смольном институте учились дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его "Комиссией для заведения в России благородных училищ" в 1783 году, которая установила плохое знание воспитанницами русского языка и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке.

В 1848 году "мещанская половина" Смольного института была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном. Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский, провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д. 



ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ


В 1857 году у Вышнеградского Н.А. созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц. Учебный курс включал в себя: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, танцы.

Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата. Ученицам стремились дать серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам. Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство "домашней учительницы". В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения.

Принятая в 1905 году "Нормальная учебная программа" окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом. Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.

С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь - в Санкт-Петербурге, пять - в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске.

В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (женские гимназии в Царском Селе).


Внимание! Анкетирование! Внимание! Анкетирование!
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО проводит опрос учащихся СПО на тему ценностей российской молодежи. Могли бы Вы ответить на
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства Всероссийская олимпиада профессионального
10 и 11 марта 2020 года обучающиеся, преподаватели и мастера производственного обучения нашего техникума приняли участие во Всероссийской олимпиаде
Ко Дню славянской письменности и культуры «Мы – славяне» Ко Дню славянской письменности и культуры «Мы –
Сценарий мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры «Мы – славяне» Цель: познакомить учащихся с историко-культурным наследием славянской
Трагедия Холокоста Трагедия Холокоста
Трагедия Холокоста Молитвою начать должны мы этот день, чтоб память жертв нацистских мы почтили, пусть души их поднимутся все выше, чтоб они точно
Информация о наличии вакансий Информация о наличии вакансий
№ п/п Вакансия Количество вакансий Структурное подразделение, адрес Размер заработной платы, руб. Требования к кандидату ООО «Фабрика социально
Информация о наличии вакансий Информация о наличии вакансий
Информация о наличии вакансий № п/п Вакансия Количество вакансий Структурное подразделение, адрес Размер заработной платы, руб. Требования к